Дарья Дорошко
люди ходят в театр по разным причинам. Кто-то идёт за эмоциями, кто-то — из любви к искусству, кто-то — в угоду скуке или за компанию. Я чаще всего хожу туда из ностальгической страсти к чуду. Да и вообще… Сразу скажу, Пушкина недолюбливаю. Так сложилось. Недолюбливаю по-Пастернаковски как-то. Ну помните: “Кому быть живым и хвалимым,
Кто должен быть мертв и хулим,
Известно у нас подхалимам
Влиятельным только одним.
Не знал бы никто, может статься,
В почете ли Пушкин иль нет,
Без докторских их диссертаций,
На все проливающих свет.”
Вот и меня Пушкиным перекормили, что ли… И тем не менее. Пушкин есть Пушкин: он глубинно ассоциативен уже даже не в поэзии-прозе своей, а в жизни каждого советского и постсоветского человека. Да-да, Пушкин срифмован с нашим детством, с нашей судьбой. В той ли иной степени он живёт в каждом поэте, пишущем по-русски, в каждом читателе, знающем русский язык. Даже фамилия его воспринимается как нечто нарицательное, грандиозное и самодостаточное, вовсе не как производное от пушки. Но я не об этом.
Мы с мужем на днях в театр сходили. Наш, Гомельский Молодёжный. На премьерный показ. Там Пушкина давали. Пьесу его незаконченную “Русалка” режиссёр Татьяна Самбук в оригинальной для Молодёжки манере поставила. Любопытно было пойти, ужасть просто! Даже гроза с ливнем не помешали. Ну вот, сидим мы значит в зрительном зале, на сцену пялимся. В зале уютно, тепло. А на сцене — сказка из детства! Зритель я не то, чтобы привередливый, нет. Искушённый, да. а так… Незрячий я зритель. А спектакль, надо сказать. очень визуальный. А мне хорошо! Будто книгу с картинками мама тебе, малышке, букв не знающей ещё, добрым голосом читает. Ассоциации, да…Словно по тропке знакомой ступаешь. С детства знакомой, с прошлой жизни — жизней! — знакомой. И уже не ступаешь даже — вприпрыжку бежишь, летишь, в облаках — в реке? плывёшь, ныряешь… Я раньше драму эту читала — не понравилась! Радиоспектакль 1949 года, с Верой Царёвой в роли Русалки, слушала-переслушивала — талантливая работа, атмосферная, уютная и захватывающая воображение, уносящая его в дальние дали, в бездонные глубины сказочного, фольклорного бытия персонажей. А тут — действо на сцене, перед твоими глазами, ушами, душой твоей разворачивается — вникай, погружайся, в себя, в детство, в творчество и сотворчество. Смелее, вперёд. с обрыва — дав волны Днепровские, в отчаяние, любовь, сказку!.. И случилось. И произошло оно — это самое погружение в текст, музыку, игру. Спасибо всем причастным к созданию этого чуда на сцене Молодёжного театра! Был там и живой, настоящий Мельник (Сергей Чугай), и очаровательная, сладкоголосая Русалка (Валерия Цикуненко), и несчастная удачливая её соперница Княгиня (Ирина Шапетько), и добрая Мамка, всей душой ей сочувствующая, умудрённая жизнью, но не растерявшая молодого озорства (Ирина Чернявская). А в конце они показали дописанный финал. Не Пушкиным, кем-то другим дописанный. И тут случилось нечто такое, чего я не ожидала. Нет, на зрителя не обрушилась жизнь,нет, я не забыла, что передо мной актёры — этого как раз не случилось: сказка есть сказка… Нет, случилось иное: меня забросило в эту сказку, сказку для взрослых, в почти психотриллер. До мурашек, до холодного сладкого ужаса в миокарде. До зрительного(!) восприятия сцены. Нет, уже не сцены — крутого Днепровского сумеречного берега, на котором жила, нет , именно что НЕ жила Русалочка (Ирина Яковец), дочь той самой Русалки, рождённая уже в водах реки своей мёртвой матерью Люди, это было волшебство, настоящее, неодолимое чародейство! В создании образа нежити совпало всё, сложилось до мельчайших мозаичных осколков, и на выходе мы имеем счастье лицезреть истинную гармонию сказки, жизни, творчества. Ай да Пушкин! Ай да не известный мне завершитель драмы! Ай да Молодёжный театр!
Благодарю всех и всем рекомендую посмотреть этот спектакль.