«Взглянуть бы хоть разок на Настю»
Ехала в Гезгалы в предвкушении необычного материала. Он — незрячий программист и музыкант, она — слабовидящий журналист, у супружеской пары четырехлетний ребенок. Условились встретиться на свежем воздухе. Представляла себе так: сидим на скамейке во дворике, болтаем. И когда мой герой Виталий КРЕЙДИЧ предложил прогуляться, у меня самой земля из-под ног ушла. Конечно же, бросилась на помощь: «Здесь высокий бордюр. Ой, машина едет, осторожнее. Не пройдите поворот!» Так бы и докучала подсказками, если бы не коллега-фотокор: «Виталик с Настей идут быстро и уверенно. Ты сама за ними едва поспеваешь. Мне кажется, они справятся».
СУПРУЖЕСКАЯ пара направлялась к детскому саду. Настя взяла мужа под руку, прижалась к нему. Виталик разведывал путь мобильной тростью — та, качаясь, как маятник, катилась впереди (впервые видела такую). Виталику недешевую вещь из Канады подарила супруга. Знала, что Виталий потерял зрение еще в детстве. Настя видит, но размыто, в общих чертах, разве только силуэты людей. Говорит, это все осложнения после гриппа, перенесенного в пятилетнем возрасте.
Подходим к детскому саду, ребятня на прогулке. Четырехлетний сын Владик радостно мчится навстречу маме и папе. Но вдруг внимание малыша переключается на фотокамеру: «О, какая большая!» Фотокор разрешил потрогать аппаратуру. По счастливому виду малыша никто и не догадался бы, что ему пришлось в своей жизни перенести. Когда Владику было полтора месяца, врачи обнаружили у него злокачественную опухоль сетчатки глаза — то же, что когда-то диагностировали у его папы. Хотя врачи заверяли: малыш родится абсолютно здоровым. Позади 20 с лишним курсов химиотерапии и два года борьбы с болезнью. Сейчас Владик видит одним глазом, состояние второго под вопросом. У ребенка третья группа инвалидности, но родители и в этой ситуации проявляют завидную стойкость. Живут и смотрят, если так можно сказать о незрячей паре, в будущее.
— Мы с Виталиком в Гезгалах знаем все тропинки, дома и деревья, скамейки. И в соседнюю деревню, что в трех километрах, по гравийке ходили. С детской коляской каждый день гуляли. В сад сына отводим и забираем сами. На почту, если приходят коробки с продуктами, одеждой, игрушками, идем без трости. Я по натуре домосед, а у Виталика много друзей в Гродно, поэтому он периодически ездит к ним. Сам закажет маршрутку и не любит, чтобы его сопровождали, — рассказывает по дороге Настя.
ГУЛЯЯ по Гезгалам, болтали о том о сем. Выяснила, что с молодой семьей живет мама Виталика, но она сутками на работе — на ставке ночным сторожем в школе и на полставки соцработником. И поэтому на Виталике и Насте все хлопоты по дому. Любят готовить, ищут в сети новые рецепты. У меня слюнки текли, когда они делились, как аппетитно запекают рыбу или маринуют курочку. Сами пылесосят, стирают. Единственное, не рисковали мусор выносить из квартиры — контейнер за домами в лесу. Вырос сынок, и теперь он — глаза мамы и папы, не дает заблудиться в соснах.
— Не моим детям повезло, что я с ними живу, а мне: и накормят, и обстирают. И доставку продуктов для моих старичков организуют онлайн, — к нам присоединилась мама Виталика Светлана Крейдич. Женщина вырастила троих сыновей. Старший и младший здоровы. А у Виталика еще в детстве заметили: один зрачок другого цвета. Обследовались и обнаружили опухоль. Единственный выход тогда был глаз удалить. Позже история повторилась со вторым глазом. Больницы, курсы лечения один за другим, родился младший Руслан, за ним надо было приглядывать. Испытания сыпались как из рога изобилия, и брак дал трещину. Женщина осталась одна — и за маму, и за папу.
Говорит, больше всего на свете хотела, чтобы Виталик был «как все». И когда его приняли в общеобразовательную школу, бесконечно была благодарна учителям за терпение, все просила: «Не жалейте мальчика, ему потом в жизни будет легче». Выучила шрифт Брайля, уроки переписывала с помощью прибора и грифеля. Когда Виталик пошел в музыкальную школу, освоила нотную грамоту. Удивительный факт: ее слепой сын школу окончил со средним баллом аттестата 8,2. Поступил на бюджет в Гродненский музыкальный колледж по классу альта и отучился два года. Почему бросил? Парень признается: классическая музыка — не его. С десяти лет слушает тяжелый рок, в юности мечтал играть в рок-группе. И был в шаге от мечты.
На Виталика пару лет назад вышел Сергей Ревунов — главный инженер гродненского завода, где работают незрячие. Мужчина играет на электрогитаре и давно мечтал создать бэнд из слепых рокеров. Нашли гитаристов, пианистку (Виталик на репетиции ездил в Гродно), записали презентационный ролик и выложили на платформу по сбору денег. Видео просмотрели сотни людей, и даже знаменитая группа «Металлика» поставила лайк и пригласила музыкантов в США для совместного выступления. А еще слепой бэнд попал на страницы американского журнала Heavy Metal. Правда, вместо заявленных 50 тысяч долларов, которых хватило бы на раскрутку рок-группы и первый альбом, собрали 715 долларов.
Но музыка из жизни Виталика никуда не ушла. Он десятки раз выступал на сцене и, конечно, шокировал зрителей — часто ли вы видите незрячих музыкантов? А в прошлом году 8 марта на сцену в Гезгалах вышел особенный дуэт: Настя пела о любви, а супруг играл на альте. Говорят, трогательно было до слез.
В 12 лет Виталик стал интересоваться компьютерами, когда дома появился старенький корвет. А на своем третьем «пентиуме» раз 300 сносил систему. «Ты учись, учись, мне несложно!» — терпеливо переустанавливал в который раз Windows учитель информатики Николай Шкледа-Рачинский. Это он показал слепому ученику начинку компьютера, что к чему подключается, что за какой процесс отвечает. И раздобыл программу, которая все озвучивала. Сегодня Виталик — оператор ЭВМ четвертого разряда, выпускник Гродненского государственного колледжа техники, технологии и дизайна. Поэтому с неполадками в компьютере местные жители идут только к Виталику. Директор Дятловского ТЦСОН Татьяна Никипорчик призналась: сисадмина в центре соцобслуживания нет, поэтому всегда полагаются на Виталика Крейдича.
К слову, компьютерные навыки слепого парня когда-то свели его с будущей супругой. Как было? Общая знакомая бросила клич в чат: «Выручите девушку из Твери, у нее неполадки с техникой».
— Ну я и помог! Настя мне сразу понравилась: такая добрая, скромная мышка, голос приятный. Мы сутками общались. Потом несколько раз гостили друг у друга. Самое интересное, что друзья донимают: «Виталик, как тебе удалось найти такую красивую жену? Я, зрячий, и у меня не получается, а тебе вон как повезло!» Я бы все отдал за шанс прозреть хоть на пару секунд и полюбоваться своей женой и сыном…
Настя действительно красивая, умная и приятная девушка. Дистанционно получила профессию журналиста, периодически публикуется в изданиях для незрячих. В Беларуси ее приняли тепло, в Гезгалах давно считают своей. Здесь сложилась ее семья, а родные Виталика приняли невестку с распростертыми объятиями. Свекровь Светлана Петровна, сколько общались, все ласково: «Настена» да «Настена».
Разговорились с Настеной по душам. Она призналась: «Я счастливая. Счастлива, что замужем, что есть сынок, что живу полноценной жизнью. Одно не дает покоя — родители. Мама и папа до сих пор не смирились, что я, единственная дочь, которую они годами опекали, лелеяли, уехала так далеко. Владюшу они, конечно, очень любят. Но мне хотелось бы, чтобы обе наши семьи стали одной, очень тяжело метаться меж двух огней. За четыре года в Твери мы были всего раз: сначала не могли уехать из-за лечения, теперь не пускает коронавирус. Но я верю, что в будущем мы будем почаще гостить на родине!»
www.sb.by