«Я вижу полузрячие сны»: тотально слепая гомельчанка рассказала о своей яркой жизни

«Закрой глаза. Ты вроде ощущаешь свет, но ничего не видишь. Я так живу уже 28 лет», – отвлёкшись от хлопот по кухне, погружает в свой мир гомельчанка Зинаида Машковская. Тотально слепая мама двоих детей, индивидуальный предприниматель, мастер спорта по теннису для незрячих и хозяйка дома, в котором всегда рады гостям, она считает, что быть незрячим – это не недостаток, а особенность. Потеряв зрение, со временем Зина приобрела зрячее сердце. И задаёт себе вопросы, ответы на которые советуем найти каждому.

Рецепты «на глаз». 

Мы идём по длинному коридору малосемейки, что рядом с предприятием «Светотехника». В квартире, на подходе к которой уже слышен аромат горячей домашней еды, нас встречают тотально незрячие Зинаида и её муж Сергей в компании с йоркширским терьером Шамилем. Нет, смеются ребята, ну какой он поводырь, он для любви. 

Каждый день на этой кухне новые ароматы.
Зина хлопочет на кухне, и, судя по сводящим с ума запахам, это самое любимое место для семьи. В духовке подходят ароматные сырные палочки, рецепт которых – эксклюзив от хозяйки. 
– Ингредиенты сыплю на глаз, а у меня глаз-алмаз, – смеётся она и ставит на плиту чайник. – Рецепты придумываю сама, отмеряя продукты чашками или жменями. Главное при этом – быть в хорошем настроении. А то бывает, закатаешь банки с плохими мыслями, они начинают взрываться. 

Уютная квартира наших героев ничем не отличается от жилья зрячих. Лишь изредка голосовой помощник в телефоне чеканит «12 часов дня. У вас семь уведомлений», всегда готова ответить на любой вопрос умная колонка, а в шкафу отдыхает пара белых тростей. Хозяева уверенно перемещаются по квартире, лишь изредка дотрагиваясь до стен. Когда чайник закипел, Зина спокойно подносит его к столу и с помощью дозатора, вставленного в чашку, наливает кипяток. При касании воды контакты в приспособлении срабатывают, и датчик пищит.
 
Звуковой датчик уровня воды оповещает, когда чашка наполнена кипятком.

Переломный момент. 

Зрение на один глаз маленькая Зина потеряла ещё в детстве. Тогда девочка думала, что так мир видят все вокруг и это нормально. Постепенно переставал видеть и второй глаз. Вспоминает, как становилась у окна и присматривалась: синее-синее небо, оранжевое солнце, закат. Прищуриваясь, ещё различала цвета. В 14 лет мир для девушки потемнел полностью. Август, каникулы. Возраст первых свиданий и записок от мальчишек. Горечи добавлял тот факт, что в эти годы в цыганских семьях девочки уже «невестятся». Но, забегая вперёд, скажем, что слепота не мешала длинноволосой брюнетке-оптимистке в юности бегать на танцы и быть звездой танцпола. 
– Я помню тот день как сейчас. Конец лета. Мы ушли гулять с сестрой, а вечером Рита привела меня домой уже незрячей. Все думали, что я, приколистка, шучу. Мне и хотелось сделать вид, что это розыгрыш, но было не до шуток. Я была в отчаянии, – вспоминает собеседница. – Мама поначалу стеснялась и прятала меня, чтобы гости не видели, как я делаю всё сослепу. Это теперь она гордится мной и говорит, что лучше всех в старости её досмотрю я. Для родителей моя потеря зрения была не новостью: их предупреждали, что из-за разницы резусов крови у пары через одного могут рождаться дети с проблемами со здоровьем. Из нас четверых мы с братом Будулаем – незрячие.

Будулай потерял зрение в 11 классе, когда готовился к поступлению в колледж искусств – по стопам отца, который учился на одном курсе с Инной Афанасьевой в могилёвском культпросветучилище. Мужчина пошёл другой дорогой, став по совету сестры профессиональным массажистом. Примерный семьянин, многодетный отец, он самостоятельно строит дом и легко ориентируется под капотом автомобиля жены. А любовь к искусству не ушла: поёт в христианских общинах и на цыганских праздниках.

Снятся ли мне сны? В основном полузрячие. Это когда полчеловека видишь, половину – нет. Лицо вижу, руки не вижу. У меня о каждом человеке создаётся не только мнение, но и свой образ. При этом я не задаюсь вопросом, какого цвета у тебя волосы, глаза. Внешность людей перестала меня интересовать. Главное – что у него в душе. 

Видеть красивое в несовершенном. 

Самая яркая картина, которую Зина вспоминает из зрячего детства, – раннее утро, цветной ковёр на стене, гимн СССР из радио и пробивающееся сквозь занавески солнце. 
– Я любила, откинувшись на качелях, рассматривать сквозь листик солнечные лучи. Какой всё же у нас красивый и разнообразный мир! Всегда говорила Богу: «Спасибо, что выбрал такое хорошее время для моего рождения», – улыбается Зина. – Мне нравились несовершенные картинки: поваленный соседский забор, обшарпанный дом, выщербленный асфальт. Если ты умеешь наслаждаться несовершенством, ты уже в раю. Если можешь видеть некрасивого человека и верить, что его душа красива, ты тоже в раю. Заметьте, чем заполнена ваша голова большую часть дня: негативом или положительными эмоциями? Эти мысли и желания станут ярче во сто крат после смерти. И рай, и ад начинаются на земле.

Говорят, женщина на рыбалке – плохая примета, но Зина с этим не согласна. Она знает, что такое «забрасывать и подсекать».

Каждый день – на красный диплом. 

С 14 лет каждый день Зина наполняет маленькими победами, доказывая, что ничем не отличается от других. Она мечтала стать актрисой. Но профессионального выбора у незрячих в те годы не было: тифлопедагогика или массаж. После спецшколы для слепых и слабовидящих в Шклове девушка поступила в гродненский медицинский колледж. Среди студентов с остатком зрения наша героиня была одна тотально слепая в группе. Учебников для незрячих не было, диктофоны – малодоступны, поэтому лекции писала по Брайлю. Брайлевский прибор для письма, грифель, бумага – конспектировать шеститочиями сразу за преподавателем сложнее и медленнее в несколько раз, но грамотными конспектами Зины пользовались ещё полгруппы. 

Сегодня каждый день женщины расписан по минутам. Уйдя с работы в поликлинике, где к её волшебным рукам стояла очередь, она открыла ИП по массажу и работает дома. 
Четыре раза в неделю летит на крыльях на тренировки по теннису для незрячих (шоудауну). Зина – мастер спорта, вторая в области и республике по этому виду спорта. В стране три пары незрячих танцоров, одна из них – наша героиня и её партнёр с первой группой инвалидности по зрению. Поверить, что в вальсе кружится совершенно незрячий человек, тяжело. «Я никогда не считаю шаг. Просто отдаюсь ощущениям и танцу», – говорит она.

«Чуйка» как у человека-паука. 

Давно известно, что у людей, потерявших зрение, обостряются другие чувства: обоняние, слух, восприятие вибраций.
– Иногда, когда от недосыпа кружится голова (а это уже минус чувство), можно сбиться с привычного маршрута, – говорит Сергей. – Но когда приближаешься к препятствию, ты чувствуешь его. Помните, в мультфильме Человек-паук мог ощущать присутствие опасности, предвидеть угрозы и чувствовать, откуда они исходят? У меня так же. 
Сергей потерял зрение в 28 лет, по мнению врачей, из-за вирусного заболевания. Работал слесарем механосборочных работ на «Светотехнике». Последние годы на предприятии его зарплата составляла 0,25 ставки от минималки – около 65 рублей. Поэтому мужчина решил реализовать себя в творчестве и в 2017 году поступил на отделение ударных Курского музыкального колледжа-интерната для слепых. Уже выпустившийся исполнитель-педагог, он пока в поиске работы. 

Устройство Webbox позволяет незрячим выходить в интернет, слушать телевизионные каналы и радиостанции, читать озвученную литературу, вести переписку и многое другое. Разделы в меню озвучиваются голосом. С помощью плеера пользователь может не только проверить свой электронный ящик, но и двумя кнопками дать отрицательный или положительный ответ на приглашение.
Оценивая безбарьерную среду в Гомеле, Сергей ставит ей крепкое 8 из 10:
– Естественно, на ровной дороге нам проще ориентироваться. Ты всегда можешь найти ориентиры на пути. Хорошо, когда есть тактильная плитка, информаторы. Это позволяет перемещаться даже без трости. В магазинах мы уже примерно помним, где какой отдел. Главное – чтобы продукты не меняли местами. 

Более серьёзная проблема для незрячих – это морально настроить себя выйти из дома. Каждый раз – колоссальный выход из зоны комфорта в мир, где ты не можешь на 100 процентов положиться на себя и настраиваешься на разные ситуации. 
Многие девушки стесняются взять в руки трость: а вдруг увидят мужчины? Кто-то привыкает, что его водят за руку, и морально переломить себя уже не может. Кто-то опускает руки: зачем лишние телодвижения, если в уютных четырёх стенах и так хорошо? Кто-то, чтобы каждый день добираться до работы, нанимает сопровождающих. 

– Восприятие мира у незрячих людей зависит от того, кто насколько хочет себя переломать и реализовать, – продолжает Зина. – Тот, кто задаётся вопросом: «Кто я есть? Что у меня в душе?» И отвечает без обиняков, не прячясь от самого себя. Кому-то легче, когда подают и помогают. Кому-то – преодолевать. Мы, как и зрячие, совершенно разные. Кому-то не нравится всё вокруг. Я радуюсь солнышку, воздуху. Мне всё равно, где ямки на тротуаре. Заблудилась – это приключение, найду что-то новое. Споткнусь и упаду – встану, улыбнусь и иду дальше. Даже когда вокруг говорят, что день пасмурный, для меня он может быть солнечным. У меня есть незрячие подруги, которые после знакомства со мной поняли, что в таком положении можно родить. Я вырастила двоих детей одна. Юре, он сейчас работает в Чехии, 18. Полинке – 13. Оба – зрячие. 

Видя, как уверенно кружится в танце эта пара, трудно поверить, что только у партнёра минимальный остаток зрения. Зинаида танцует душой.

«У меня нет времени на обиды и раздражение». 
Именно с рождением старшего сына она полностью переборола свой страх перед выходом на улицу. 

– Я сказала себе: «Зина, хочешь – бойся, хочешь – не бойся. Но либо ты ребёнка отдаёшь родителям и не издеваешься над ним, либо сама даёшь ему полноценное воспитание и уход. Самое главное – принять решение. Сама кормила, капала капли в глазки. Тяжело после года, когда малыш начинает бегать и выходить на улицу. Как справлялась? Когда ты доверяешь, ребёнок это чувствует и не будет делать гадости. Это взрослые настолько извратились, что, чувствуя доверие, пренебрегают им и предают, изменяют, сплетничают. Наши дети очень рано понимают, что родители незрячие. У брата Будулая шестеро детей. Да, они сначала подбегают, показывают что-то маме, но потом идут к папе и дают ему потрогать. У многих людей при виде такой картины наворачиваются слёзы. 

Ребята познакомились на дне рождения общего друга, когда Сергей ещё видел: «Я тогда был “с подглядом” и сразу обратил внимание на даму с длинными чёрными волосами, в красной кофточке».
– Часто ли чувствуешь жалость по отношению к себе?
– Бывает. Но люди сразу понимают, что мне она не нужна. Во-первых, время – это золото, которое нужно использовать не на обиды и раздражение. Во-вторых, зачастую люди видят, что жалость бесполезна, потому что я не позиционирую себя как инвалид. Не обращаю внимания, когда меня оскорбляют со стороны. Что я могу сделать таким людям? Только помочь. Однажды я отдыхала в санатории. Иду с тростью в столовую и слышу: «Смотрите, слепая. Попадёт в дверь или нет?» Я улыбаюсь. Когда старшему сыну было полтора года, мы с воспалением лёгких попали в больницу. Врачи говорили: «Ну что вы, слепая, тут будете лежать с этим ребёнком? Как его на горшок посадите, температуру померяете? Если некому помочь, попросите хоть соседку поухаживать за малышом». Я не обижалась на них, а недоумевала: ну как можно предложить к моему ребёнку положить чужого человека? 
При этом Зину больше задевают слова не о слепоте, а о том, что она цыганка:
– При сдаче экзаменов в колледже одна преподаватель бросила обидное: «Ой, да что вы, цыгане, можете, какой с вас спрос?» Ах, цыганка! Я вам покажу! В итоге, вручая на выпускном мне красный диплом, она назвала меня своей звездой. 

– Если бы появилась волшебная возможность вернуть зрение, ты бы согласилась? – спрашиваю, прощаясь. 

Молчание. 
– Даже не знаю. Наверное, на несколько дней, чтобы увидеть родных, детей и Сергея. Потом могу вернуться в мир, к которому привыкла.
дата:5.12.2021
автор: Юлия Митрахович
источник: «Гомельские ведомости»