Яблоки на снегу, и как это понимать

Дарья Дорошко
Завершился 85-ый театральный сезон в Гомельском облдрамтеатре. Премьерой, что уже, кажется, традиционно, завершился. Замечательным камерным спектаклем “Ивановъ. Русскій Гамлетъ” по ранней пьесе Антона Чехова “Иванов” (режиссёр Роман Габриа).
Как только я здесь наткнулась на информацию о первых репетициях будущего спектакля, во мне взыграло любопытство: как же, одна из самых неразгаданных пьес Чехова! Билеты мы приобрели одними из первых. А я задумалась. Слушала раньше радиоспектакль по этой пьесе в решении МХАТа им. Горького. Известные фамилии, гениальные актёры, исключительное качество. Но мной владело странное недоумение по поводу нелогичности всего того серьёза, который лился из динамиков. Да, я наслаждалась этой работой этих гениев от театра. Наслаждалась, а подспудно зрел смех: как? Как можно серьёзно относиться к этим нелогичным вывертам Николая Иванова? Как? Как можно так глубоко нырять в мелкую душу? Ведь это просто опасно: нырять с высшей точки зрительского открытого сердца в выложенный булыжником манеж шутовской души!
Прочла пьесу. Недоумение перешло в новую стадию, типа а где же загадка, которую театральные критики так долго, века напролёт разгадать пытаются? Да посмеялся Антон Павлович над персонажами своими, да и над зрителем заодно посмеялся — вот вам и вся загадка! Эх!.. Латентным мизантропом Чехов был, да’с… Ну доктор же! А как иначе? Иначе он не мог, в силу своего характера, не мог.
А природу человеческую ой, как хорошо, знал! По рассказам его это видно, по письмам. И по пьесам. А в этой, первой своей полноформатной, порезвился мастер не на шутку и отложил в сторонку. А нам — грузись, в смысле погружайся в глубины, да и разгадывай взахлёб анекдот!
Едва дождавшись заветной даты, 30 июля, мы с мужем и подругой полетели на премьеру. Сфоткались возле театральной маски, да и в зал, прямо на сцену, где зрителей зримых, ибо стена четвёртая в умозрительных руинах лежала, разместили.
Сидим значит, вместе с остальными домочадцами Лебедевых ждём гостей на день рождения Шурочки. Сами почти гости, хоть и не признанные Зинаидой Савишной. Ну и зря, между прочим: Павел Кириллыч так хотел выпить!)
А потом всё завертелось!
Психологическая нелогичность на грани абсурда, вычурная глубина характеров обретают свою гармонию в очень ярком, эклектичном спектакле. Приметы нашего(!) времени органично вплетаются в канву, розовые на белом яблоки на снегу звучат себе лейтмотивом всего действа. Если добрый-недобрый саркастичный и мудрый и талантливый мизантроп Чехов слегка здеванулся над персонажами и зрителем, то здесь актёры и режиссёр неплохо так стебанулись над Чеховым. Стебанулись, я сказала? Нет, ни много ни мало — они всего-навсего разгадали пресловутую загадку “Иванова”!, Иванова, собирательного образа героя всех времён, а не только “нашего”!..
И ведь проявляются в постановке, и глубина, и многогранность характеров героев, наличествуют, и свобода, и разноплановость действа от самого-самого обытовлённого быта до трагифарса и драмы.
И Чехов стал ближе и понятнее. И спектакль удался. На такие спектакли хочется приходить ещё и ещё. На них тепло, светло и ярко. В общем,браво!!!