Ох уж эти вербальные игры с ограниченными-неограниченными возможностями-потребностями! Никогда не любилакрайности. Эвфемизмы… Инвалиды… Некрасивое слово. Люди с иннвалидностью? Ну да… А “инклюзивность” что, разве лучше звучит? Разве не подчёркивает, не акцентирует? Хотя что она может ещё больше, чем уже есть, подчеркнуть, акцентировать?..
Я мечтаю об обществе, в котором слово “инклюзия” будет сопровождаться в словарях пометой “уст”. Просто потому, что само понятие станет настолько естественней дыханья, что перестанет нуждаться в назывании, определении, дефинициях. А пока… А пока этого нет, и долго ещё мы, инвалиды, будем восхваляемы за улыбчивость, позитивность, браваду. Долго ещё будем слышатьблагоглупости про то, какие мы молодцы, что несмотря на и вопреки и, в отличие от здоровых, не поддаёмся унынию. И что у нас можно многому поучиться. И вообще… Да поддаёмся мы унынию! И ноем, как все, и злимся. Даже когда нам этого не позволяют стереотипы, ваши стереотипы. Нам не положено жаловаться! Нам нельзя ставить здоровых в неловкое положение нашими жалобами. Когда я срываюсь на мало-мальское нытьё, то часто слышу в ответ суровое “сейчас всем тяжело”. Нельзя ныть! Нельзя страдать от слепоты! Только от гриппа можно. Тогда да, тогда будут сочувствие и пожелания быстрейшего выздоровления. Да… А я поняла, в чём дело! Нам ведь не пожелаешь выздоровления. У нас это навсегда. Наша инвалидность с нами навсегда…
Ладно! Разнылась тут)) Просто не называйте нас людьми с неограниченными возможностями в противовес факту. Не надо! Лучше просто принимайте нас в ваши социальные игры без недоумения, растерянности, снисхождения и страха. Просто поймите наконец, что нет нас и вас! Есть мы. Мы — без отдельных инклюзивных коллективов и концертных программ. Мы — без унижающей благотворительности... Мы,в котором должны бы просто учитываться, на подсознательном уровне учитываться возможности каждого. Потому что не бывает людей с безграничными возможностями. Потому что они, эти возможности, ограничены у всех. Те или иные, в той или иной степени, но у всех.
В реликтовых сообществах шаманов лишали зрения, дабы они собственно могли быть этими самыми шаманами… И кто бы посмел после этого назвать шамана инвалидом? Из местных — никто. У нас же цивилизация, и у нас и назовут, и отнесутся соответственно. А на самом деле незрячий поэт ничуть не более ограничен в своих возможностях, чем зрячий инженер, никогда не воспринимавший стихи… Да, я мечтаю о неинклюзивном обществе. Об обществе, в котором безногому не придётся исходить позитивом, дабы служить примером для того, кому позволено страдать от мозолей…
Подозреваю, что многие инвалиды со мной не согласятся. Я не говорю от лица всех вас. Кто-то с рождения имеет инвалидность и потому правильно социализирован. Кого-то вполне устраивает нынешнее положение дел. Но я лично знаю людей, которых — нет. И я в их числе.
автор: Юлия Обломова
дата: 9.04.2022